Исследование коррозионного поведения алюминия 1980Т1 в морской воде и буровом растворе электрохимическими методами

Выпуск 27(3) от 2022 года.
Страницы 7-30

Н.Г. Ануфриев, Ю.А. Кузенков

Институт физической химии и электрохимии имени А.Н. Фрумкина РАН


Ключевые слова: алюминий, высокопрочный сплав 1980Т1, коррозионные испытания, вода морская, буровой раствор, цинк-наполненные покрытия, коррозиметр «Эксперт-004»

doi: 10.31615/j.corros.prot.2022.105.3-1

Рассмотрены основные методы защиты от коррозии оборудования и металлоконструкций морских буровых платформ. Изучена коррозионная стойкость высокопрочного алюминиевого сплава 1980Т1, применяемого для изготовления райзера, в морской воде и буровом растворе, эффективность его защиты цинк-наполненными покрытиями, с применением методов поляризационного сопротивления, потенциометрии, а также оценки внешнего вида. В морской воде при 20 и 40 °С сплав 1980Т1 относится к стойким материалам - 3-4 балл по ГОСТ 5272-90, наблюдается интенсивное питтингообразование, в буровом растворе скорость коррозии (Кср) возрастает более чем в 10 раз по сравнению с морской водой (пониженностойкий, 6 балл), что связано со щелочным характером среды (рН=10,5). Наблюдается интенсивная сплошная коррозия, крупные питтинги, язвы на шве и его границе. В морской воде при 20 °С Кср алюминия и покрытий сопоставимы. В буровом растворе при 20 °С покрытия обеспечивают снижение Кср в 2,5…4 раза. После 30 суток выдержки в морской воде и буровом растворе при 20 °С покрытие ЦПУ отслоилось на 40…70%, под покрытием наблюдался интенсивный питтинг. На покрытии Ц-ЭП наблюдались пузыри по всей поверхности. Покрытия с высоким содержанием цинка - ЦС и ЦПУ-А - имели лишь небольшие по площади отслоения в зоне сварного шва. В морской воде при 20…40 °С и буровом растворе при 20 °С покрытие ЦС на алюминии имеет наибольшую протекторную способность, покрытия ЦПУ, ЦПУ-А и Ц-ЭП - незначительную. Дополнительная защита сварных швов и поверхности труб в морской воде может быть достигнута с использованием изолирующих, металлизационных, протекторных покрытий и катодной защиты, в буровом растворе также необходимо изучить возможность снижения рН и применения эффективных ингибиторов коррозии.